Детский сад "Аяс" с.Кызыл-Мажалык
КОРРЕКЦИЯ СРЕДСТВАМИ АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ, КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ВИДА ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ОПОРНО- ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА.Роль физического воспитания в современном дошкольном образовании становится все более значимой и актуальной, поскольку гармоничное развитие ребенка невозможно представить без комплексного подхода в формировании основ его здоровья. Известно, что здоровье ребенка – достаточно сложное интегральное понятие, включающее характеристики не только физического и психического развития, но и адаптивные возможности организма. Именно совокупность этих компонентов обеспечивает необходимый для предстоящей учебной деятельности уровень его умственной и физической работоспособности. Слабое физическое развитие организма человека, связанное главным образом, с дефектами физического воспитания, как правило, в детстве, становится фактором риска в возникновении и прогрессировании большинства болезней. При этом оптимальные физические нагрузки, напротив, положительно влияют на жизненную активность всех внутри - и внесистемных функциональных структур, повышая устойчивость организма к различным заболеваниям. Такая устойчивость во многом обусловлена адекватным возможностям организма ребенка объемом и интенсивностью индивидуальной двигательной активности, начиная с периода первого детства, и поддерживающейся на протяжении всей последующей его жизни. Важным условием повышения сопротивляемости организма болезнетворным проявлениям внешней среды является сформированное в дошкольном возрасте осознанное мотивационно - ценностное отношение ребенка к здоровому образу жизни и нормированию своей повседневной физической активности. Таким образом, умение воспитателя контролировать и корректировать этот процесс – необходимое профессиональное качество. Для организации своевременной коррекционной работы педагогам следует учитывать возможные опасности того или иного ортопедического заболевания и исключить из индивидуального комплекса активной коррекции физические упражнения, провоцирующие усугубление основного заболевания. ДЦП представляют собой группу синдромов нарушения движений, которые являются следствием повреждения мозга в натальном и пренатальном периодах. Основу заболевания составляют двигательные нарушения в виде парезов, параличей и гиперкинезов, сопровождающихся в значительном числе случаев недостаточностью психических процессов. Характерными особенностями церебрального паралича являются нарушения двигательной активности. Особенно подвергается поражению мышечная сфера – происходит нарушение координации движений, повышается тонус мышц. Не развиваются двигательные возможности ребенка. В зависимости от степени расположения участков поражения мозга, могут иметь место одна или несколько форм мышечной патологии – напряженность мышц и спастичность; нарушение походки и других движений ног и рук, снижение степени мобильности. Также могут встречаться нарушения зрения, слуха, различных сторон восприятия, ориентировки в пространстве; ухудшение речи; эпилепсия; задержка психического развития. Есть и иные проблемы: трудности при приеме пищи, ослабление контроля мочеиспускания и работы кишечника, проблемы с дыханием из–за нарушения положения тела, пролежни и трудности с обучением. Неоценима и терапевтическая роль двигательной активности для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата. Существует мнение о том, что критерием здоровья являются систематические занятия физической культурой и спортом, положительно влияющие на снижение уровня заболеваемости и наличие патологических отклонений в работе организма человека. Положительное влияние двигательной активности на организм человека можно наблюдать и при соответствии объема и интенсивности физических нагрузок его возможностям. Если же физическая нагрузка превышает эти возможности, то она играет роль патологического стресса и вызывает отрицательные изменения в организме взрослого, а у ребенка перестает быть фактором развития. Особое значение имеет ранняя стимуляция развития двигательных навыков. Каждому ребенку назначается индивидуальный комплекс лечебной физкультурой в зависимости от возраста и формы заболевания. В зависимости от состояния здоровья детей необходимо использовать различные средства физической культуры и спорта, а при отклонениях в состоянии здоровья – лечебную физкультуру (ЛФК), которая в данном случае является методом функциональной терапии и составной частью адаптивной физической культуры (АФК). ЛФК – метод, при котором используются средства физической культуры с лечебно-профилактической целью для более быстрого и полноценного восстановления здоровья и предупреждения осложнений заболевания. Действующим фактором ЛФК являются физические упражнения, т.е. движения, специально организованные (гимнастические, спортивно-прикладные, игровые) и применяемые в качестве неспецифического раздражителя с целью лечения и реабилитации ребенка с НОДА. Физические упражнения способствуют восстановлению не только физических, но и психических сил. Современным направлением является адаптивная физическая культура как коррекционно-педагогическая составляющая в системе психолого – педагогической работы при ДЦП. Включает многообразную структуру двигательной активности, в том числе оздоровительную рекреацию. Основная задача АФК – восстановление врожденной потребности в двигательной активности, которая в сочетании с правильным питанием является важным элементом режима, положительно влияющего на выносливость и работоспособность. Активные движения повышают устойчивость ребенка к заболеваниям, вызывают мобилизацию защитных сил организма, усиливают деятельность лейкоцитов. Особенности двигательных нарушений у детей с церебральным параличом проявляются на занятиях физической культурой. Выполнение упражнений затруднено за счет того, что дети не могут правильно воспроизводить исходные положения, сохранять устойчивость в статической позе, выполнять упражнения с нужной амплитудой, осуществлять движения слитно и в нужном темпе, согласовывать движения рук, туловища и ног. Адаптивная физическая культура – важный фактор, оказывающий разностороннее влияние на укрепление организма аномальных детей. Особенно актуально привитие стойкого интереса к занятиям физическими упражнениями, обучение доступным двигательным умениям. Физические упражнения способствуют развитию у детей умственных способностей, восприятия, мышления, внимания, пространственных и временных представлений. Нормальное двигательное развитие способствует активации психики и речи ребенка, что в свою очередь, стимулирует становлению двигательных функций, связи между развитием мелких мышц, движениями руки и речью. В процессе занятий по адаптивной физической культуре (АФК) многие дефекты моторики и физического развития сглаживаются и корригируются. Под воздействием движений улучшается функция сердечно - сосудистой и дыхательной систем, укрепляется опорно-двигательный аппарат, регулируется деятельность центральной нервной системы и других физиологических процессов. Применение разнообразных форм двигательной активности в коррекционно-воспитательном процессе способствуют становлению отдельных функций, и обеспечивает развитие статики и локомоции.
Библиографический список: 1. Ж-л «Здоровье дошкольника» 2011г. - №2. 2. Ж-л «Здоровье дошкольника» 2010г. - №2. 3. Ж-л «Здоровье дошкольника» 2012г. - №1. 1 ноября 2012 в 05:29
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.