Детский сад "Аяс" с.Кызыл-Мажалык

КОРРЕКЦИЯ СРЕДСТВАМИ АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ, КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ВИДА ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ОПОРНО- ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА.

 Роль физического воспитания  в современном дошкольном образовании становится все более значимой и актуальной, поскольку гармоничное развитие ребенка невозможно представить без комплексного подхода в формировании основ его здоровья. Известно, что здоровье ребенка – достаточно сложное интегральное понятие, включающее характеристики не только физического и психического развития, но и адаптивные возможности организма. Именно совокупность этих компонентов обеспечивает необходимый для предстоящей учебной деятельности уровень его умственной и физической работоспособности.

Слабое физическое развитие организма человека, связанное главным образом, с дефектами физического воспитания, как правило, в детстве, становится фактором риска в возникновении и прогрессировании большинства болезней. При этом оптимальные физические нагрузки, напротив, положительно влияют на жизненную активность всех внутри - и внесистемных функциональных структур, повышая устойчивость организма  к  различным заболеваниям.

Такая устойчивость во многом обусловлена адекватным возможностям организма ребенка объемом и  интенсивностью индивидуальной двигательной активности, начиная с периода первого детства, и поддерживающейся на протяжении всей последующей его жизни. Важным условием повышения сопротивляемости организма болезнетворным проявлениям внешней среды является сформированное в дошкольном возрасте осознанное мотивационно - ценностное отношение ребенка к здоровому образу жизни и нормированию своей повседневной физической активности.

Таким образом, умение воспитателя контролировать и корректировать этот процесс – необходимое профессиональное качество. Для  организации  своевременной  коррекционной  работы  педагогам  следует  учитывать  возможные  опасности  того  или  иного  ортопедического  заболевания  и  исключить  из  индивидуального  комплекса  активной  коррекции  физические  упражнения, провоцирующие  усугубление основного  заболевания.

ДЦП представляют собой группу синдромов нарушения движений, которые являются следствием повреждения мозга в натальном и пренатальном периодах.

Основу заболевания составляют двигательные нарушения в виде парезов, параличей и гиперкинезов, сопровождающихся в значительном числе случаев недостаточностью психических процессов.

Характерными особенностями церебрального паралича являются нарушения двигательной активности. Особенно подвергается поражению мышечная сфера – происходит нарушение  координации  движений,  повышается тонус мышц. Не развиваются двигательные возможности ребенка. В зависимости от степени расположения участков поражения мозга, могут иметь место одна или несколько форм мышечной патологии – напряженность мышц и спастичность; нарушение походки и других движений ног и рук, снижение степени мобильности. Также могут встречаться  нарушения зрения, слуха, различных сторон  восприятия, ориентировки в пространстве; ухудшение речи; эпилепсия; задержка психического развития. Есть и иные проблемы: трудности при приеме пищи, ослабление контроля мочеиспускания и работы кишечника, проблемы с дыханием из–за нарушения положения тела, пролежни  и  трудности  с  обучением.

Неоценима и терапевтическая роль двигательной активности для  детей  с  нарушением опорно-двигательного аппарата. Существует мнение о том, что критерием здоровья являются систематические занятия физической культурой и спортом, положительно влияющие на снижение уровня заболеваемости и наличие патологических отклонений в работе организма человека.

 Положительное влияние двигательной активности на организм человека можно наблюдать и при соответствии объема и интенсивности физических нагрузок его возможностям. Если же физическая нагрузка превышает эти возможности, то она играет роль патологического стресса и вызывает отрицательные изменения в организме взрослого, а у ребенка перестает быть фактором развития.

Особое  значение имеет  ранняя стимуляция развития двигательных навыков.  Каждому  ребенку назначается индивидуальный комплекс лечебной  физкультурой  в  зависимости  от  возраста  и  формы заболевания.

В зависимости  от  состояния здоровья  детей необходимо использовать различные средства  физической культуры и спорта, а при отклонениях в состоянии здоровья – лечебную физкультуру (ЛФК),  которая в данном  случае является методом функциональной терапии и составной частью адаптивной физической культуры (АФК).

ЛФК – метод, при котором используются средства физической культуры с лечебно-профилактической целью для более быстрого и полноценного  восстановления здоровья и предупреждения осложнений заболевания.

Действующим фактором ЛФК являются физические упражнения, т.е. движения, специально организованные (гимнастические, спортивно-прикладные, игровые) и применяемые в качестве неспецифического раздражителя с  целью лечения и реабилитации ребенка с  НОДА.  Физические упражнения способствуют  восстановлению  не  только  физических,  но  и  психических  сил.

Современным  направлением  является  адаптивная  физическая  культура  как  коррекционно-педагогическая  составляющая  в  системе  психолого – педагогической  работы  при  ДЦП.  Включает  многообразную  структуру  двигательной  активности,  в  том  числе  оздоровительную  рекреацию.

Основная  задача  АФК – восстановление врожденной  потребности  в  двигательной  активности,  которая  в  сочетании  с  правильным  питанием  является  важным  элементом  режима,  положительно  влияющего  на  выносливость  и работоспособность.  Активные  движения  повышают устойчивость  ребенка  к  заболеваниям,  вызывают  мобилизацию  защитных  сил  организма,  усиливают  деятельность  лейкоцитов.

Особенности  двигательных  нарушений  у  детей  с церебральным  параличом  проявляются  на  занятиях  физической  культурой.  Выполнение  упражнений  затруднено  за  счет  того,  что  дети  не  могут  правильно  воспроизводить  исходные  положения,  сохранять  устойчивость  в  статической позе,  выполнять  упражнения  с  нужной  амплитудой,  осуществлять  движения  слитно  и  в  нужном  темпе, согласовывать движения  рук,  туловища  и  ног.

Адаптивная  физическая  культура – важный  фактор, оказывающий  разностороннее  влияние  на  укрепление  организма  аномальных  детей.  Особенно  актуально привитие  стойкого  интереса  к  занятиям  физическими  упражнениями,  обучение  доступным двигательным умениям.

Физические  упражнения  способствуют  развитию  у  детей  умственных  способностей,  восприятия,  мышления,  внимания,  пространственных  и  временных  представлений.  Нормальное  двигательное  развитие  способствует  активации  психики  и  речи ребенка,  что в  свою  очередь,  стимулирует  становлению  двигательных  функций,  связи  между  развитием  мелких  мышц,  движениями  руки  и  речью.

В  процессе  занятий по адаптивной  физической культуре (АФК)  многие дефекты моторики и физического развития сглаживаются и корригируются.  Под воздействием движений улучшается функция сердечно - сосудистой и дыхательной систем, укрепляется опорно-двигательный аппарат, регулируется деятельность центральной нервной системы и других физиологических процессов.  Применение разнообразных форм двигательной активности в коррекционно-воспитательном процессе способствуют становлению отдельных функций, и обеспечивает  развитие  статики  и  локомоции.

 

Библиографический список:

1. Ж-л «Здоровье дошкольника»  2011г. - №2.

2. Ж-л «Здоровье дошкольника»  2010г. - №2.

3. Ж-л «Здоровье дошкольника»  2012г. - №1.

1 ноября 2012 в 05:29

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.