Детский сад "Аяс" с.Кызыл-Мажалык

практический опыт здоровьесберегающей деятельности в МКДОУ «Аяс»

 СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие. Иргит С.Н. ..........................................................................................................4

Работа по оздоровительной работе в ДОУ…………………………………………………5

Конспекты занятий

1. Мастер – класс: «Сохрани  свое  здоровье  сам". Кужугет А.А……………………..7

2. Шимчээшкиннер  дузазы  биле  ийиги  бичии  болукке  чугаа  сайзырадылгазынга  кичээл. Кужугет А.А…………………………………………………………………..11

3. Путешествие по страницам тувинских народных сказок. Иргит С.Н……………..15

 

4. Реке Хемчику – чистую воду. Иргит С.Н………………………………..………….20

 

5. Колобок. Сарыглар М.К. ………………………………………………………………24

 

6. Лесное  путешествие. Иргит  С.Н.…………………………………………………….25

 

7. Развитие  речи  в движении. Ооржак Б.Н…………………………………………….28

 

8. Путешествие в зимний лес. Сарыглар М.К…………………………………………..30

 

9. Дошка  деп  чул? Хомушку С.Х………………………………………………………32

 

10.  Птичка синичка. Ооржак Б.Н…………………………………………………………34

 

11.  Зайка беленький сидит. ……………………………………………………………….37

 

12.  Кошкин дом. Кужугет А.А……………………………………………………………39

 

13.  Мастер – класс  для  педагогов -  «Хоглуг  ог».   Хомушку С.Х……………………40

 

14.  Санки  для  зверят. Ооржак  Б.Н………………………………………………………43

 

15.  Снеговик. Сарыглар М.К………………………………………………………………44

 

Литература............................................................................................................................................

 

 

 

 

 

 

ПРЕДИСЛОВИЕ

Здоровье Вам  будет  тогда по плечу,

Когда вы к нему подойдете по-новому,

Хотите лечиться – идите к врачу,

Хотите  здоровья – идите к здоровому.

Здоровье – великая ценность. Вырастить ребенка сильным, крепким, здоровым, умным – это цель всех родителей и одна из главных задач медиков и педагогов.

Общеизвестно, что в воспитании здорового ребенка большую роль играют все факторы развития: среда, наследственность, воспитание. Детский сад  - часть социальной среды, в которой будет находиться ребенок продолжительное время, поэтому мы считаем, что детский сад  - это один из важнейших факторов внешней среды, который обязан и в состоянии обеспечить нормальное физическое, интеллектуальное, нравственное и психическое развитие ребенка.

Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей дошкольного возраста является приоритетным направлением  работы  МКДОУ «Аяс». Комплексный подход в воспитании детей дошкольного возраста по избранному направлению ведется в тесном контакте со  всеми специалистами ДОУ.

В детском саду идет накопление и пополнение материала: подбор методической литературы, картотеки дидактических и подвижных игр и фотоматериала. Для  укрепления и сохранения здоровья детей в МКДОУ творческой группой была  создана и апробируется  программа «Здоровячок» для детей с нарушением  опорно-двигательного аппарата и часто болеющих детей.

 С целью  формирования у детей элементарных знаний о своем организме, роли физических упражнений в жизнедеятельности и способах укрепления собственного здоровья проводятся тематические занятия с валеологической направленностью, а это, в свою очередь, поможет обеспечить в дальнейшем не только полноценное физическое, но и разностороннее развитие личности.

Накопленный опыт позволил нам создать сборник «Со ступеньки на ступеньку я шагаю помаленьку», в  котором собраны лучшие конспекты педагогов  и  уникальный практический материал.

Этот сборник – наша первая ступенька. В следующих выпусках  мы планируем поделиться  своим опытом работы в разных видах  деятельности.

Старший воспитатель МКДОУ  «Аяс»

Иргит С.Н.

 

РАБОТА ПО  ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ  В  ДОУ

ВЕДЁТСЯ В ТЕСНОМ КОНТАКТЕ С ДРУГИМИ СПЕЦИАЛИСТАМИ

 

РУКОВОДИТЕЛЬ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ:

дыхательные упражнения; корригирующие упражнения для  укрепления осанки и стопы; музыкально-ритмические движения; разучивание русских, тувинских народных игр и считалок; массаж биологически активных точек для профилактики простудных заболеваний; гимнастика для глаз; оздоровительные упражнения для горла; самомассаж ушной раковины; самомассаж рук и стопы; кинезиологические упражнения; пальчиковая гимнастика; закаливание (воздушное, босохождение); проведение общих оздоровительных мероприятий (физкультурные досуги, праздники).

 МЕДИЦИНСКИЕ РАБОТНИКИ:

учет физической нагрузки на физкультурных занятиях и оздоровительной гимнастике; учет состояния здоровья детей; проведение общих оздоровительных мероприятий.

 

ВОСПИТАТЕЛИ:

разучивание русских, тувинских народных игр и считалок; повторение игр и упражнений, считалок разученных на занятии; точечный массаж для профилактики ОРЗ (2 раза в день); гимнастика для глаз; самомассаж ушной раковины; самомассаж головы; оздоровительные упражнения для горла; кинезиологические упражнения; закаливание (воздушное, босохождение); проведение общих оздоровительных мероприятий (физкультурные досуги, праздники).

МУЗЫКАЛЬНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ:

проведение совместных праздников и досугов; дыхательные упражнения; музыкально-ритмические движения; пальчиковые игры; психогимнастика; релаксация.

УЧИТЕЛЬ  РУССКОГО  ЯЗЫКА:

пальчиковая гимнастика для развития мелкой моторики; гимнастика для глаз.

УЧИТЕЛЬ-ЛОГОПЕД:

дыхательные упражнения; самомассаж рук, лица; самомассаж ушной раковины; пальчиковая гимнастика; кинезиологические упражнения; коррегирующие упражнения для мышц шеи; игры на внимание, на развитие координации; упражнения для снятия мышечного напряжения мышц шеи.

ПЕДАГОГ-ПСИХОЛОГ:

элементы психогимнастики; упражнения на расслабление; кинезиологические упражнения; упражнения на развитие мелких мышц лица и мимики; упражнения на координацию; развитие мелкой моторики; упражнения и игры на коррекцию эмоционально-волевых нарушений; игры на внимание.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КОНСПЕКТЫ  ЗАНЯТИЙ

Мастер – класс: «Сохрани  свое  здоровье  сам»

Кужугет  А.А. – Учитель русского  языка

 

ПРОГРАММНОЕ  СОДЕРЖАНИЕ: Учить детей самостоятельно следить за своим здоровьем, знать несложные приемы  самооздоровления, уметь оказывать себе элементарную помощь. Закрепить знания о значении витаминов для здоровья человека.

Развивать разговорную речь детей, умение употреблять антонимы, понимать смысл пословиц. Прививать и воспитывать любовь к физическим упражнениям, самомассажу.

Словарь: здоровье,  закаливание, самомассаж, кинезиология, витамины.

ОБОРУДОВАНИЕ: мешочек с предметами личной  гигиены, картинки с изображением зубов, фрукты (нарезанные),деревянные палочки, картинки с изображением закаливающих процедур.

ХОД  ЗАНЯТИЯ:

Приветствие: Здравствуй, небо!

Здравствуй, солнце!

Здравствуй,  воздух!

Это я!

Ребята, сегодня мы с вами поговорим о здоровье. Кто хочет быть здоровым? А почему вы хотите быть здоровыми? В ваших силах не только сохранить свое здоровье, но и укрепить его. Об этом и мудром  пословице говорит:

 Я здоровье сберегу,

Сам себе я помогу.

  Давайте выучим наизусть  пословицу. (Заучивание).

  Как вы понимаете, что такое здоровье? Здоровье – это сила, красота, когда настроение хорошее и все получается. А сейчас поговорим о том, как мы можем сами себе помочь укрепить здоровье. Как вы считаете, что вы можете сами сделать для своего здоровья? Заниматься физкультурой, делать зарядку, закаляться, правильно питаться, соблюдать режим дня, следить за чистотой, употреблять в пищу витамины. Это нужно делать каждый день.  Давайте начнем с самого утра.

Пальчиковая гимнастика «Утречко»

Утро  настало, солнышко встало.

Эй, братец Федя, разбуди соседей!

Вставай, большак! Вставай, указка!

Вставай, середка! Вставай, сиротка!

И крошка Митрошка! Привет, ладошка!

Все проснулись, потянулись! Молодцы!

А теперь делаем кинезиологические упражнения:

1.Зайчик- коза- вилка.( Все вместе делают)

2. Фонарики зажглись, фонарики погасли.

3.Зайка ( зайка серый скачет ловко…)

4 . Кулак- ребро- ладонь.

5. Ухо- нос.

 А теперь проверьте, стали ваши пальчики крепче, послушнее?

А теперь поспешим на веселую зарядку  (Ритмическая гимнастика).

- Ребята, после тренировки попробуйте, крепче ли стали наши мышцы? (Дети проверяют свои мышцы).

 

Рассказ воспитателя: Дети, послушайте, что случилось со мной сегодня утром. Иду я в детский сад, а навстречу мне бежит маленький мальчик, грязный, неумытый, непричесанный, без верхней одежды и плачет. Остановила я его и спрашиваю: "Что случилось? Почему ты плачешь?". Тогда он рассказал мне, что все его вещи пропали и с ним никто не хочет играть. Я его успокоила, сказала, что расскажу его историю детям в группе и они, т.е. вы, обязательно ему поможете. Как вы думаете, почему с мальчиком произошла эта история? Почему пропали его вещи, и никто с ним не хочет играть? Мне кажется, что такую историю мы уже где-то слышали. В каком произведении с мальчиком произошла подобная история?

Правильно,  об этом мы читали в произведении «Мойдодыр». А как вы думаете, кто такой Мойдодыр? (Это хозяин чистоты и порядка).

Вы знаете, ребята, сегодня к нам в группу заходил Мойдодыр. Он очень хотел вас увидеть. Так жалко, что Мойдодыр вас не дождался, ведь у него утром  так много забот! Но он оставил вам вот этот мешочек.

Дидактическая игра «Чудесный мешочек»

Дети на ощупь угадывают предметы личной гигиены (мыло, расческа,  полотенце, зеркало, зубная паста и щетка) и рассказывают, для чего они предназначены и как ими пользоваться.  Затем воспитатель читает загадки и предлагает найти ответ среди предметов, которые дети достали из чудесного мешочка.

Отгадывание загадок.

Ускользает, как живое, Хожу-брожу не по лесам,

Но не выпущу его я. А по усам, по волосам.

Белой пеной пенится, И зубы у меня длинней,

Руки мыть не ленится. Чем у волков, у медведей.

(Мыло) (Расческа)

Пластмассовая спинка, И сияет, и блестит,

Жесткая щетинка, Никому оно не льстит,

С зубной пастой дружит, А любому правду скажет –

Нам усердно служит. Все как есть ему покажет.

(Зубная щетка) (Зеркало)

 

Вытираю я, стараюсь, Хвостик из кости,

После ванной паренька. На спинке – щетинка.

Все намокло, все измялось – Эта вещь поможет нам

Нет сухого уголка. Чистить брюки и кафтан.

(Полотенце) (Щетка)

Физкультминутка

Солнце глянуло в кроватку.

Раз, два, три, четыре, пять.

Все мы делаем зарядку.

Надо нам присесть и встать.

Руки вытянуть пошире.

Раз, два, три, четыре, пять.

Наклониться – три, четыре.

И на месте поскакать.

На носок, потом на пятку.

Дружно делаем зарядку

 

 Ой, а вот еще один подарок Мойдодыра. Интересный рисунок. Что на нем изображено? Зубы. Вот на этой картинке зубы белые, веселые. А здесь темные, грустные. Каково ваше мнение, что произошло с этими зубами? Белые зубы чистят, кормят полезной пищей, а за темными не ухаживают, не чистят, кормят пищей, которая разрушает зубы. Как вы думаете, какая пища разрушает зубы? Конфеты, торты, шоколад, леденцы, мороженое разрушаю зубы. А какая пища полезна зубам? Овощи, фрукты, творог.

- Я открою вам секрет: чтобы быть здоровым, сильным, бороться с микробами и не поддаваться болезням, нужно кушать витамины. Витамины как солдаты охраняют наш организм от злых вредных микробов и разных болезней. У витаминов есть имена, их зовут А, В, С, Д, Е.

- А вы знаете, где живут витамины? (Ответы детей). Витамины живут в овощах, фруктах, ягодах и других продуктах.

- Чтобы у вас были всегда зоркие здоровые глазки нужно кушать витамин А. А живет он в оранжевых и красных овощах и фруктах. Подумайте и назовите оранжевые овощи и фрукты, в которых живет наш витамин А? (Ответы детей). Да. Это морковь, тыква, яблоко, болгарский перец. А еще этот витамин есть  в рыбе, яйцах.

Помни истину простую –

Лучше видит только тот,

Кто жует морковь сырую

Или пьет морковный сок.

  Что бы сохранить здоровыми свои глазки, мы с вами делаем гимнастику для глаз.

Гимнастика для глаз.

Поведи глазами влево незаметно, невзначай.

Кто с тобою рядом слева громко, быстро отвечай?

А теперь глазами вправо ты внимательно смотри.

Кто с тобою рядом справа тихо-тихо говори.

А теперь посмотрим вверх – там высокий потолок.

А сейчас прикроем веки и посмотрим на носок.

- Продолжим знакомство с витаминами. Для того, чтобы ваш организм был как крепость, не подпускал злых микробов и не позволял им заразить вас болезнями очень нужен витамин С. Он ребята живет во всем кислом. Как вы думаете. в каких продуктах питания мы можем найти витамин С? (Ответы детей). Это лимон, апельсин, шиповник, мандарин, смородина, клубника. А еще витамин С есть в капусте, редисе, луке.

От простуды и ангины

Помогают апельсины.

Ну, а лучше съесть лимон,

Хоть и очень кислый он.

- Хочу познакомить вас еще с одним витамином. Его зовут витамин Е. Он необходим для здоровья нашей кожи. А живет он в зеленых овощах, фруктах и зелени. Назовите их. (Ответы детей). Это петрушка, киви, капуста, зеленый лук.

Игра: « Молекулы, или Человек к человеку».

Вот вы ребята говорили, что надо закаляться. А как это, что нужно делать? Послушайте стихотворение  про  закаливание:

Все, кто хочет быть здоров,

Закаляйтесь вы со мной.

Утром бег и душ бодрящий,

Как для взрослых, настоящий.

Чаще окна открывать,

Свежим воздухом дышать.

Руки мыть водой холодной.

И тогда микроб голодный

Вас вовек не одолеет.

 

  А мы с вами как закаливаемся после дневного сна? Ходим босиком по коврику, смоченному соленой водой. Но закаляться нужно постепенно, разумно. Послушайте пословицы:

«Крепким стать нельзя мгновенно – закаляйтесь постепенно».

«Хочешь быть здоров – прояви волю и терпение».

Есть еще один очень простой способ закаливания, который можно делать каждый день. Это самомассаж. Послушайте это слово. Что такое «массаж»? Это поглаживание, растирание, надавливание. А первая часть слова «самомассаж» - «само», что обозначает? Что этот массаж человек делает себе сам.

Самомассаж

Лобик мыли? Щечки мыли?

Ушки мыли? Ручки мыли?

Все помыли? Чистые теперь!

Открыть к здоровью дверь!

Молодцы! А теперь давайте порадуем свой организм витаминами, которые живут в этих фруктах (показ яблока, мандарина, киви, банана). Я предлагаю вам сделать вкусный и очень полезный фруктовый шашлычок. На эти деревянные палочки (показ) мы нанизаем вот эти нарезанные кусочками фрукты (показ). Но прежде чем приступить к изготовлению шашлычка и к еде, что необходимо сделать? (Ответы детей). Конечно, помыть руки, чтобы микробы с наших немытых рук не попали на пищу, а оттуда к нам в организм. (Дети и воспитатель идут мыть руки).

 

Пантомима  по потешке « Водичка-водичка…»

Приготовление фруктового шашлычка.

В процессе приготовления воспитатель оказывает помощь детям, испытывающим затруднения, задает вопросы. Какой из этих фруктов твой любимый? Сейчас ты нанизываешь какой фрукт? По окончании работы желает всем приятного аппетита.

  Вы сегодня отлично занимались. Я вижу на ваших лицах улыбку. Это очень хорошо! Ведь радостное, хорошее настроение помогает нашему здоровью.  А хорошее настроение и улыбка – как защита от болезней. Давайте же чаще дарить друг другу улыбки.

Упражнение « Пожелание добра»

Предлагаю вам  проделать самостоятельно.

Сядьте поудобнее, сделайте свободные вдох и выдох. Представьте все стороны вокруг вас. В каждую сторону мысленно направьте пожелание:

Мир, Любовь , Добро всем, кто справа от меня.

Мир ,Любовь, Добро всем, кто слева от меня.

Мир, Любовь , Добро всем, кто впереди меня.

Мир ,Любовь, Добро всем, кто сзади меня.

Доброго вам всем здоровья!

Итог занятия.

Шимчээшкиннер  дузазы  биле  ийиги  бичии  болукке

чугаа  сайзырадылгазынга  кичээл

 

Кужугет  А.А. – кижизидикчи башкы

 Сорулгалары:

Ооредиглиг: уругларнын чугаазын шимчээшкиннер  дузазы –биле сайзырадыр; тода база билдингир  кылдыр чугаалаарынга чанчыктырар; сос курлавырын байыдар;

Угаан  сайзырадыр: кичээнгейлиг болурун,угаан- медерелин ,салаа-сайгыдын  сайзырадыр;

Кижизидиглиг: дириг амытаннарны кээргеп ,дузалап оларга камныг  болурунга кижизидер;

Кадык  камгалаар: уругларнын кадыкшылын  быжыглаар, аарыгларны  баш  удур болдурбас  ажылдарны  чорудар.

Херек материалдары: чымчак ойнаарак койгунак, койгун маскалары(уруг бурузунге), морковьтар, геометрлиг хевирлер : уш-булунчук,квадрат ( уруг бурузунге),техниктиг  херекселдер.

Словарь ажылы:  кодан-койгун.

Кичээлдин чорудуу:

Кижизидикчи  башкы:  - Уруглар  богун бистин кичээливисте  кым аалдап кээр эвес , тывызыктан билип алыр бис.

Тывызык: Кышкы хеви харга оннеш,

Чайгы хеви черге оннеш.

Чуу – дур ол уруглар? ( койгун)

 Башкы: -  Шын-дыр, эр- хейлер! Койгун-даа, кодан – даа дээр бис  уруглар.

Койгун  кайда чурттап турар ийик? (уруглардан  айтырар) .Койгунакты  кым бажынындан ундур  сывырыпкан ийик уруглар? (Уругларнын харыылары).Уруглар, ол чуу деп тоол  ийик?  (Уругларнын  харыылары).

 (Хенертен  эжик соктаар  койгун кирип кээр. Уруглар – биле мендилежир).

 

 Башкы:  Кайыын келдин койгунак? Мени  дилгижек  бажынымдан ундур сывырыптарга,бажын чок донуп,мунгарап  чор  мен. Ам хоокуй койгунактын чурттаар бажыны чок донуп ,мунгарап,бистен дуза дилеп келген-дир. Дузалаар  бис бе уруглар?( Уругларнын харыылары).

 Башкы: - Баштай койгунакты оортуп, ырыдан ырлап берээлинерем.

Ыры : «Сен,сен  койгунак» (уруглар ырлаар)

 

 Башкы:  Уруглар  койгунак чааскаан –дыр  кады койгунактар кылдыр  хуулуп алгаш  ойнап,хоглээр бис бе? (уругларга  маскаларны кедирер).

- Ам шупту койгунактар  аппарган силер .Уруглар сактыптаалынарам,койгунак кандыг боорул?  (Уругларнын  харыылары).

-  Эр- хейлер! Уруглар койгунак  кортук,  оон  коргар аннары эндерик,  ол аннардан дурген  дезер дээш  кезээде  кайганып чоруур.Оон караа коску, анаа  каракка гимнастика дузалаар.

-- Ынчангаш,карактарывыс база койгунактын ышкаш эки коруп, шылавас кылдыр карактарывыска гимнастикадан  кылып  алыылынарам.

(Каракка гимнастика - уругларга морковьтар  дузазы-биле  эдерти коруп  кылдырар).

 Башкы: - Ойт! Койгунак канчап  сиригейнип  турар дээр силер  уруглар? (Уругларнын харыылары)

-  Койгунакты чылыктыр ам  оюндан ойнаптаалынарам  уруглар.

Оюн : «Койгунак» ( уруглар  шимчээшкиннер - биле коргузуп чугаалаар)

Койгун,койгун  канчап бардын?

Аарыг  сен бе, олурар сен?

Турар безин  харыын чок бе?

Бистин -биле пляскала

Тур че,тур че , ору шура

Бо морковьту  ап ал ма, (койгунакка морковьту тутсур)

Ону  алгаш  пляскала (койгунак  уруглар - биле пляскалаар).

 Башкы: - Оюн база ойнаптывыс. Ам койгунактар шураарынга дыка ынак болгай. Бис база койгунактар  болгай бис. Чаза шураптаалынарам  уруглар.(Уруглар  койгунактар шураарлар)

- Ойнап, шурап база кааптывыс,  ам бичии  дыштанып  тыныш органынга мергежилгеден  кылыптаалынар «Шарик»(думчуу – биле киир  тынгаш ,шарикти  урер).

 Башкы: - Уруглар  койгунакты  корунерем  ону  кандыг –дыр? (Ак). Эр-хейлер!

- Дугу кандыг –дыр?  (Суйбадыр) Хоюг,чымчак.

Койгунак  ак  арыг- силиг ,чараш  ол кезээде  чунуп турар.Силер  чунурунга ынак силер бе уруглар ? (Уруг бурузунун харыылары).

Башкы:  -  Ам койгунакка бодун массажтаарын коргузуп берээлинерем.

Койгунак кулактарын чугган,

Хаваан дурбээн,думчуун чугган.

Чаактарын чугган,мойнун огээн,

Холдарын дурбээн,буттарын дурбээн.( Уругларга коргузуп кылдырар).

 Башкы: -  Дыка эки  койгунактар  болдувус,  массажтанып база алдывыс.

Уруглар койгуннун ону  уе аайы – биле оскерлип турар, кыжын хар ону ышкаш ак, чайын  чер ону  биле домей бора апаар.

-  Ам салаа -биле койгунактардан  коргузуп корунерем.  (Уругларга чугааладып коргузер.)

Кинезиологтуг  мергежилге  «Койгунак»:

Морковун  тудуп  алгаш,

Бора койгун ору шураан.

- Эр- хейлер! Койгунак дыка ооруп, амырап тур .

Оюн : «Койгунчугаш»

1. Койгунчугаш  олурупкаш,

Кулактарын шимчеди-дир,

Холдарывыс башка туткаш,

Кулак кылып оттунээли ( Холдарын бажынга тударлар)

2.Койгунчугаш сирилей-дир-

Холу донуп калганы ол-дур.

Адыштарын мынчаар часка

Амыраар сен ,чылыгар сен .(Уруглар адыштарын часкаар).

3.Койгунчугаш чылыкпаан-дыр

Буду донуп калганы ол-дур.

Олурбайн эки шура,

Оон эки чылыгар сен. ( Ийи бут кырынга шураар.)

4.Кодан  оглу  кайда барды?

Корга бергеш,дезипкен-дир. (Башкы адыжын часкаарга,уруглар  маннажып  каар.)

Башкы: - Уруглар койгунак амырап турар –дыр бе? (Уруг бурузунун харыылары.)

Койгунактын чурттаар бажыны база чок, хоокуйге бажынчыгаштан кылып  берээлинерем.(Уруглар геометрлиг хевирлер- биле  бажынны салыр.Уруглардан айтырыглар салыр).

 

 

Башкы: - Уруглар, силерге койгунак дыка ооруп турар,силернин дузалаанынар дээш,силер-биле ойнап хоглеп алгаш четтирдим деп тур. Ам аргазынче чоруур дээн-дир.  Байырлажыр.( Койгунак  уне бээр).

 

-  Ам бис база дедир уруглар  кылдыр хуулуп алыылынар.(Маскаларны уштур).

3. Туннел кезээ:

 Башкы: - Биске  кым кээп чорду?

- Чуну канчап бердивис? (Уруг бурузунун харыылары.  Уругларны мактаар. Кичээл тонгенин дамчыдар).

 

 

 

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО СТРАНИЦАМ ТУВИНСКИХ НАРОДНЫХ СКАЗОК

 (коррекционное  развивающее  занятие  для  детей  подготовительной  группы)

 

ИРГИТ  САЯНА  НАМЧАЛ-ООЛОВНА – старший воспитатель.

 

Цели:

  Вспомнить тувинские народные сказки «АЛДЫН КУШКАШ», «ШИИЖЕК», «УШ ЧУУЛ ЭРТЕМНИГ ООЛ»

  Научить рассматривать иллюстрации.

  Активизировать и обогащать словарный запас. Совершенствовать грамматический  строй и навыки связной речи.

  Развитие слухового и зрительного восприятия.

  Формирование целенаправленного внимания и наблюдательности.

  Развитие слуховой и зрительной памяти.

  Развитие логического мышления.

  Развитие общей и мелкой моторики.

  Совершенствование коммуникативных навыков. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим.

  3акреплять умение, правильно выражать свои чувства, преодолевать барьеры в общении, снимать психическое напряжение, создавать здоровое эмоциональное напряжение, бодрое настроение.

  концентрация  движений,  тренировка  равновесия.  Сознательно  прочувствовать  собственное  тело,  испытывать  состояние  внутреннего  покоя  через  концентрацию.

 

 Оборудование: обруч, иллюстрации к сказкам «Алдын  кушкаш», «Шиижек»,  «Уш  чуул  эртемниг  оол»,  карточки к упражнениям, воздушные шарики, аудио кассеты с музыкальными записями, краски, простые и цветные карандаши.

 

Ход занятия

 

Психолог. Дети

(предполагаемые ответы)

Ребята, сегодня нас с вами ждёт интересное путешествие в сказку. Хотите узнать какую?

Но прежде давайте с вами поздороваемся.

Да хотим.

 

 

 

Проводится малоподвижная игра «Здравствуйте»!

Здравствуй  солнце  золотое! (показывает солнце)

Здравствуй,  небо  голубое! (показывает небо)

Здравствуй, вольный  ветерок! (показывает  ветер)

Здравствуй, маленький  дубок! (показывает дубок)

Здравствуй, утро! (жест  вправо)

Здравствуй, день! (жест  влево)

Нам  здороваться  не  лень! (поклон)

 

 

А чтобы попасть нам в сказку необходимо преодолеть небольшое препятствие, не боитесь трудностей?

Нет.

 

Дети,  какие  запахи  и  цвета  встречаются по  дороге  к  сказкам?

Ароматерапия – пихта.

 Дыхательное упражнение.

Глубокий вдох.Во время вдоха медленно поднять прямые руки до уровня груди ладонями вперед. Задержать дыхание.Во время задержки дыхания сконцентрировать внимание на середине ладоней. Медленный выдох.

Музыка  и  цветотерапия

Мы попали с вами в мир сказки, посмотрите, а вот и сама сказка.

В  какую  сказку  мы  попали?

 

 

«Алдын - Кушкаш».

Воспитатель и дети подходят к магнитной доске, на которой развешаны

 иллюстрации к сказке «Алдын - Кушкаш».

 

 

Давайте рассмотрим иллюстрации, посмотрите на эту картинку, расскажите, что вы видите на ней?

А кто нарисован на этой картинке?

Посмотрите, что нарисовано справа?

А что изображено слева?

Что вы видите на верхней части картинки? Какие персонажи нарисованы?

А внизу что изображено?

Сколько цветов  вы видите?

 

Воспитатель  убирает картинку

 

 

Перечислите  по  памяти  то, что Вы  видели на  картине?

Молодцы, правильно. Я думаю, что нам пора дальше путешествовать по сказкам.

Дети с воспитателем двигаются дальше  под  музыку 

Ребята, мы не можем дальше продолжать наш путь, нам встретился Чижик. Давайте поздороваемся!

Музыка  и  цветотерапия

(появляется  игрушка - чижик)

Каждый ребёнок выражает своё приветствие  Чижику.

Чижик: Я вижу, вы гости в моём лесу. Зачем пожаловали?

Мы пришли, Чижик, к тебе в гости, в твою сказку. А почему у тебя такое плохое настроение?

 

 

Чижик: Я не могу найти дорогу домой.

А мы тебе поможем!

 

 

 

Чижик: Спасибо вам!

Психолог предлагает сесть детям за стол, где разложены карточки к упражнению «Помоги чижику найти дорогу домой», звучит музыка, дети выполняют задания.

Чижик, теперь ты пойдёшь вот по этой дороге, которую тебе нарисовали дети.

 

Чижик: Спасибо. Я дорогу домой найду, в  благодарность  я  вам спою  свою  песенку.

(Аэроионизатор- релаксация)

Чижик, а чтобы ты не забыл про нашу встречу, мы приглашаем тебя, поиграть с нами в игру.

Проводится подвижная игра «Поиграем с чижиком».

Выбирается «чижик». Ему надевают маску чижика.

 Чижик, Чижик! Чижик, Чижик,

Хватит петь, хватит петь!

Мы хотим с тобою, Чижик,

Поиграть, поиграть!

Ты веселых ребятишек

Догоняй, догоняй!

Ну-ка, чижик, ну-ка чижик.

Нас поймай! Нас поймай!

Дети подходят к «чижику» и убегают, «чижик» догоняет ребят.

Продолжаем путешествие по нашей сказке. Давайте пойдёмте вот по этой тропинке  (ходьба  по  линии).

Дети идут друг за другом, и вдруг на встречу вылетает волшебный говорящий шарик.

Ребята, «шарик» нам хочет, что-то рассказать.

Воспитатель  «слушает», что шарик рассказывает.

Ребята, шарик мне рассказал, что он  из  сказки  «Уш  чуул  эртемниг  оол».  Он  прилетел,  чтобы  встретить  нас. И  еще сказал,  что  дорога дальше заколдована и чтобы мы могли дальше продолжать свой путь нам нужно выполнить задание «Кто спрятался в лесу?» Найдите  животных.

 Дети выполняют задание.

Молодцы, вы все правильно выполнили задание и мы можем теперь  немного  отдохнуть.

Проводится пальчиковая гимнастика «Здравствуй».

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, вольный ветерок!

Здравствуй, маленький дубок!

Мы живем в одном краю –

Всех я вас приветствую!

Пальцами правой руки по очереди здороваться с пальцами левой руки, похлопывая друг друга кончиками.

Т. Сикачева

 

Отдохнули и опять в путь. Я уже вижу сказку  «Уш  чуул  эртемниг  оол».

Показ  мультипликационного  фильма  сказки  «Уш  чуул  эртемниг  оол».

Дети, какие  науки достиг  Мальчик  в  этой  сказке?

А  вы  сможете  также  выполнять задания?

Шахматы, Математика, Волшебство

Да,  сможем.

Дети выполняют задание

1. Шахматы - Упражнение на развитие координации движений и графических навыков.

Нарисовать в пространстве одновременно обеими руками фигуры: круги, квадраты, треугольники.

Психолог показывает на доске, как это делается, а затем дети приступают к самостоятельному выполнению задания.

 2. Математика –  Игра «Какой фигуры не стало?» (на развитие зрительной памяти и внимания).

Выставляются карточки с изображением геометрических фигур одного цвета. Дети запоминают порядок их расставления. Затем одна фигура убирается, а дети определяют, какой фигуры не стало.

 3. Волшебство - Упражнения для профилактики нарушений зрения.

(Голова фиксирована.  Глаза смотрят прямо перед собой. Необходимо отрабатывать движения глазами по четырем основным направлениям (вверх, вниз, направо, налево)).

 

Вот и подошло к концу наше путешествие. Давайте на этих красивых шариках нарисуем красками, какое у нас настроение.

Дети рисуют на воздушных шариках своё настроение.

Нам пора уходить из сказки. Покажите, какие у вас получились красивые, весёлые шарики, сейчас мы их подарим гостям.

Воспитатель предлагает детям поделиться впечатлениями и рассказать, что они делали на занятии.

Сейчас нам нужно выйти из сказки.

Дети выходят через обруч из группы.

До свидания. Я вас очень люблю!

 

РЕКЕ ХЕМЧИКУ – ЧИСТУЮ ВОДУ

(комплексное занятие для детей старшей группы)

ИРГИТ  САЯНА  НАМЧАЛ-ООЛОВНА – старший воспитатель.

 

Цели:

  Воспитывать у детей интерес к реке  Хемчик,  к  родному  краю.

  В увлекательной, наглядно-практической форме дать детям представление о том, какое большое значение имеет чистая вода для всего живого на земле, научить понимать, что чистая вода – это бесценный дар природы.

  Формировать у детей связную речь, умение выражать свои мысли и чувства.

Материал для занятия: голубая ткань, грязная тюль, силуэты рыб, ведерко, удочки, стеклянный кувшин с грязной водой, пустая банка, марля, мешки для мусора.

Ход занятия

Дети под музыку входят в зал, встают полукругом.

Воспитатель. Ребята, сегодня удивительный день. Давайте улыбнемся друг другу и пусть от ваших улыбок станет вокруг светлее.

Вы на свет родились, чтобы радостно жить,

Чтоб цветы и улыбки друг другу дарить,

Чтоб горе исчезло, пропала беда,

Чтоб яркое солнце светило всегда!

Пусть всегда будут люди, пусть всегда будут дети,

Пусть всегда в чистом небе будет солнечный круг,

Пусть всегда будут реки, пусть всегда будет рыба,

Пусть  в  реках и  озерах белый лебедь плывет!

 

Воспитатель. Сегодня дети у нас необычное занятие.Давайте поговорим о  нашей  реке  Хемчик.  А кто из вас, ребята, был на реке Хемчик, и что делал? (ответы детей)

А сейчас я вам расскажу  о реке  Хемчик.

Хемчик – горная и полноводная река протяженностью 310 км. О ней сложено много легенд и песен. Народ любовно называет Хемчик «младшим братом Улуг-Хема», «маленькой колыбелью Тувы». Начинается река с высоких гор. Хемчик всюду красив, но особенно – среди утесов, где он несется первые  10  км. Хемчикская котловина безлесна, только по берегам Хемчика и его притоков видны тополя и лиственницы. По берегам в  некоторых местах щетинится лес, один другого живописнее. Вода в реке идеально прозрачная – на дне виден каждый камушек. Хемчикские броды непостоянны:  там где месяц назад можно быдло безбоязненно переправится через водный поток, сегодня можно сорваться в яму. Летом бывают сильные паводки.

Дети давайте сейчас споем: «Давайте весь мир любить»

1. Посмотрите чудо – шар,

Он весь мир в себя вобрал.

Обнял доброю рукой

И поет для нас с тобой.

Припев:

Давайте мы всей душой

Полюбим наш мир большой.

Все будем от счастья смеяться

И каждым цветком восхищаться.

2. Посмотрите – вот река,

В ней играют облака,

Рыбки водят хоровод,

А русалка им поет.

3. Посмотрите – летний лес,

Полон сказок и чудес.

И в тени своей густой

Он укроет нас  с тобой.

 

1. Входит турист и поет под гитару (на мелодию песни «Первые шаги»)Турист бросает рюкзак и с облегчением садится возле него.

Турист:

Не так сильно сегодня устал,

Благо до Хемчика  рукой подать.

Закупил я все подряд: пиццу, спички, лимонад.

Свежий воздух возбудит мой здоровый аппетит.

А пакеты, банки, склянки – речка – то  большая –

Она все вместит!

Она же ничья!

Расположусь поскорей,

Тут уж мне никто не помешает.

Жги и лей, руби и бей, урны нет!

Нести в кусты, нет уж, брошу здесь!

Мусор птицам разбросаю,

В воду скину все бутылки,

Пусть плывут мои посылки! (Уходит играя)

 

Воспитатель. Ребята, посмотрите, что наделал этот человек с нашей рекой? Как его можно назвать? Что же делать? (Ответы детей). Давайте поможем нашей реке, отправимся к нему на помощь!

2. Логоритмика под музыку.

Мы шагаем друг за другом

Лесом и зеленым лугом,

Крылья пестрые мелькают

В поле бабочки летают.

1,2,3,4, полетели, закружились,

Побежим вперегонки

Прямо к речке  мы спешим!

Воспитатель.  Так мы долго шли, устали, давайте отдохнем, восстановим свое дыхание.

6. Упражнение на дыхание «Руки к верху поднимаем»

Руки к верху поднимаем,

А потом их опускаем

А потом их разведем,

И скорей к себе прижмем.

А потом быстрей, быстрей.

Хлопай, хлопай веселей!

Воспитатель. Ой, ребята, что мы видим? (Ответы детей)

Да, действительно, река наша была красивой, а теперь его просто не узнать. Сколько мусора вокруг, а сколько его в реке? Рыбы погибли, плавают кверху брюшком.

Воспитатель. Давайте, ребята, поможем нашей реке, очистим его от мусора и грязи, наведем здесь порядок, (дети собирают мусор в пакеты). В речке было много рыбы, давайте покажем, как они весело плавали.

3. Упражнение на развитие мелкой и крупной моторики

Как на речке, на нашем

Рыбки маленькие пляшут

Они весело резвятся

В чистой тепленькой воде,

То сожмутся, разожмутся.

То зароются в песке,

То помашут плавниками,

то закружатся кругами.

Воспитатель. Обратите, ребята, внимание на воду. Как же в такой грязной воде будут жить рыбы, как им помочь? (Ответы детей)

7. Поисково-опытническая деятельность.

Очистить грязную  воду с помощью фильтра. Воспитатель снимает грязную ткань.

Воспитатель. С помощью вас, ребята, наша  река стало чистой, вода прозрачной. Какую пословицу здесь можно применить? «Без труда не вынешь рыбку из пруда».

Воспитатель. Но как хорошо ранним утром  взять удочку и посидеть на берегу Хемчика половить рыбу.

4. Дидактическая игра «Удочка»

Воспитатель: Каких рыб вы наловили? (Ответы детей).

После такого хорошего улова  и  поиграть можно.

5.Подвижная игра. «Речка  и берег» (по типу подвижной игры «Не попадись»)

Воспитатель.

Человек за все в ответе,

Знают это даже дети.

Но пока что нет лекарства

От бездушья и коварства.

Ребенок.

Мы обращаемся ко всем жителям,

Чтоб не губили подряд все с плеча!

То, что загублено -  восстановить,

Реку Хемчик  нам сохранить!

Воспитатель. Смотрите, как в нашей речке отражаются голубые небеса, кстати, про них есть очень хорошая песня, споем.

9. Песня «Голубые небеса» (музыка и слова И.М. Толовой)

1 куплет

В богатом крае мы живем,

И знаем с малых лет,

Что мы беречь его должны,

От всяких разных бед.

Чтоб птицы также пели,

В реке была вода,

Чтоб над нами плыли,

По небу облака.

Припев:

Ах, какая красота, эти реки и земля.

Ах, какие чудеса - голубые небеса.

Их в обиду не дадим,

Дружно вместе защитим,

Потому что мы с тобой здесь живем!

2 куплет

Дружок, ты с нами в круг вставай,

И за руки берись.

Мы защитим любимый край,

Ты только не ленись.

Чтоб чистым был наш воздух,

Смеялась детвора,

Чтоб над любимой родиной сияли небеса.

Припев:

Ах, какая красота, эти реки и земля

Ах, какие чудеса - голубые небеса.

Их в обиду не дадим, дружно вместе защитим,

Потому что мы с тобой здесь живем!

Дети выходят из зала.

КОЛОБОК

(физкультурный  досуг по мотивам одноименной  русской народной сказки» Колобок» и потешек для детей второй младшей группы)

 

Сарыглар М.К.,  воспитатель

Цель:

  Повышать двигательную активность малышей.

  Формировать их воображения, используя сюжеты сказок.

  Воспитывать любовь к русскому народному творчеству.

  Учить детей прокатывать мяч двумя руками.

  Упражнять в ходьбе с перешагиванием через предметы.

  Развивать чувство равновесия.

Оборудование: гимнастическая скамейка 1 шт., мяч по количеству детей; гимнастические палки 3 шт., массажная дорожка, корзина для «муки», печка, персонажи животных из кукольного театра.

Ход занятия

I часть.

Воспитатель:

Все минуточку вниманья,

Сказку я хочу начать.

Этой сказочки названье

Поспешите отгадать.

Жили-были Дед и Баба

На поляне у реки,

И любили Дед и Баба

На сметане колобки.

Молодцы, ребята, отгадали. Но, чтобы попасть в сказку, надо пройти по мостику, перешагнуть через бревнышки и пробежать по тропинке друг за другом.

 

Дети выполняют задание по три раза. Затем подходят к Дедке и Бабке, здороваются.

Дед

Ох, захотелось колобка

У нас есть дрожжи и мука?

Вот бы тесто замесила

И всех сегодня угостила.

Бабка: Угостить я рада, да муки ведь нет!

Дед: А ты, старая, по амбару помети, по сусекам поскреби, вот и наскребешь горстки две муки.

Бабка: Ох! Ох! Стара я, спина болит. Детушки, ребятушки, помогите мне муку собрать, (дети ходят, ползают, бегают по залу, по всем углам, имитируя сбор муки в корзину).

Бабка: Молодцы, внучата, вы мне очень помогли. Становитесь, все в круг, будем делать колобки.

Дети  имитируют действия в соответствии с заданием Бабки: В муку добавляют молоко из кувшина, яйцо, сметану и месят тесто, а затем катают колобки. Ставят колобки в печь.

Дед: А пока пекутся колобки, давайте прочитаем потешку (когда несу колобки к печке – читаю потешку):

Уж я Танюшке пирог испеку,

Уж я внученьке румяненький.

На нем корочка пшеничная,

А начиночка яичная,

А помазочка медовая,

Моя внученька бедовая!

Бабка: Сейчас посмотрю, испеклись наши колобки или нет. Ой, ребята, а что это? У печи сверху? (Ответы детей). Конечно, как же я забыла – труба. А для чего она нужна? (Ответы детей). Наша волшебная печь испекла так много колобков, берите по одному, да подуйте. Ведь они еще горячие.

II. часть. Общеразвивающие упражнения с мячом.

1.«Красивый колобок»

И.П. – ноги на ширине плеч, мяч в руках, на уровне пояса.

1- мяч поднять вверх, посмотреть на него

2-ИП.

2.«Спрячем колобок»

И.П.- Ноги слегка расставлены, мяч вверху.

1-мяч вверх, посмотреть.

2- опустить за голову.

3.«Покажи колобок»

И.П..- Ноги врозь, мяч опущен.

1- Наклон вперед, мяч вперед, сказать «Вот».

2-0пустить мяч.

4.«Веселый колобок»

ИП.- Ноги слегка расставлены, мяч перед ногами.

1- Присесть.

2.- катать мяч от руки к руке.

Воспитатель: Ребята послушайте-ка, что говорит вам колобок (дети по примеру воспитателя прикладывают мяч к уху). Он говорит, что хочет поучиться покататься. Вот так. Повторяйте за мной. Дети прокатывают мячи в прямом направлении от одной стены до другой.

А еще он говорит, что надоело ему, колобку, на окошке лежать. Спрыгнул он на землю и покатился по дорожке. Во время этого упражнения дети встречают Зайца, Лису и ведут с ними диалоги (по тексту сказки), поют вместе песенка: колобка. Даже от лисы наши колобки укатились.

Воспитатель:  Где  мы с вами дети сегодня побывали? (Ответы детей.)

Пора домой.  Всем спасибо. До свидания.

ЛЕСНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ

(интегрированное занятие для детей средней группы)

 

Допчаа  Д.С, воспитатель

Цель:

  Повысить интерес детей к физической культуре в игровой форме развивать основные физические качества;

  Воспитывать устойчивый интерес к процессу выполнения нетрадиционных упражнений;

  Формировать умения и навыки здорового образа жизни;

  Развивать выразительность речи, жестов и мимики;

  Воспитывать интерес к природе, ко всему живому, что нас окружает, понимание поведения и повадок животных.

Ход занятия

Дети проходят в группу по музыкальное сопровождение и садятся на стульчики.

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами совершим необычное путешествие в лес, где мы  повстречаем много лесных животных, с которыми сможем поиграть в разные игры, и многому у них научится.

Но в лесу, ребята, нужно быть очень внимательным и осторожным, так как там существует много трудностей, опасностей, которые нам с вами нужно будет преодолеть.  

Проводиться подвижная игра «Клеевой дождик».

Воспитатель: Чтобы во время нашего пути никто не отстал и не потерялся, мы встанем,  друг за другом и очень крепко будем держаться за плечи впереди идущего товарища.

Все готовы? Тогда, вперёд!

Смотрите! Перед нами  узкая дорожка, по которой идти нам надо очень-очень аккуратно, так как вокруг глубокий овраг (ходьба по ограниченной поверхности).  Ой,  осторожно, тут ров, который нужно перепрыгнуть! (дети прыгают вперёд с места). Смотрите, как наша дорожка петляет между деревьев (ходьба зигзагом). А тут деревья очень густые, их ветви очень низко свисают над землёй, и что бы мы о них не поцарапались, нам придётся наклониться, (дети идут слегка приседая).

Ну, вот ребята и пришли мы в лес. Какой мягкий мох, давайте пойдём по нему осторожно, тихо-тихо, как пушинки, что бы ни примять его (дети идут на носочках).

Но что это? Здесь после сильного ветра упало дерево и нам придётся через него перелезть, (дети выполняют шаг с высоким подниманием колена).  Но вот ребята мы и пришли на прекрасную лесную полянку. Давайте присядем отдохнуть, (дети садятся на ковре в кружок). Ох, ребята как хорошо в лесу, какой чистый свежий воздух.

Дыхательное упражнение «В лесу»

Представьте, что вы заблудились в лесу. Давайте сделаем глубокий вдох через нос, а на выдохе прокричим «АУ-у-у-у» (повторить 3 – 4 раза).

Воспитатель: Вот молодцы ребята, слышите, где-то там долбит кору дерева дятел, разыскивая жучков. Тук – тук- тук. Давайте представим, что мы с вами стали дятлами.

Речевое упражнение «Дятел»

 

Дятел дерево долбит

Клювом д-д-д-д стучит

В дубе ищет он жучков

Самых вредных червячков.

(дети указательным пальцем правой руки, стучат по левой  ладони, отбивая чёткий ритм текста, повторяя упражнения 2 раза меняя руки)

Воспитатель: Молодцы ребята у вас очень хорошо получилось. Как красиво кругом, какие красивые цветы (воспитатель проводит рукой по ковру, имитируя укол об ёжика)

Воспитатель: Ой, я обо что-то укололась. Вы поможете меня узнать:

Загадка:

Лежала под ёлками

Подушечка с иголками.

Лежала – лежала

Да поб

1 ноября 2012 в 05:24

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.