Детский сад "Аяс" с.Кызыл-Мажалык

Формирование нравственных ценностей детей дошкольного возраста

Сформированность нравственных ценностей является важнейшим показателем целостной личности, подлинно самостоятельной и ответственной, способной создать собственное представление о своем будущем  жизненном  пути. Массовая культура не ориентирует детей в нравственных проблемах. В результате этого усиливается пробел даже в представлениях детей дошкольного возраста о традиционных ценностях национальной  культуры, не говоря уже о следовании им. Зачастую в ней освещаются лишь отдельные стороны нравственно - патриотического воспитания детей в конкретных видах деятельности и нет стройной системы, отражающей всю полноту данного вопроса. Видимо, это закономерно, поскольку чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и преумножать богатства своей страны.

 Формирование  национально-регионального  компонента - сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств.

 Чувство Родины начинает формироваться у ребенка с отношения в семье, к самым близким людям - к матери, отцу, бабушке, дедушке; с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становление личности ребенка.

 Интерес и любовь к родному краю начинается с ближайшего окружения - со знакомства с детским садом, своей улицей, селом, со страной, ее столицей и символами.

Задача  педагога дошкольного образования - отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступные ему: природа и мир животных дома (детского сада, родного края); труд людей, традиции, общественные события и т. д, при этом эпизоды, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающими интерес. Поэтому, начиная работу по воспитанию любви к родному краю, педагог обязан сам хорошо его знать. Он должен продумать, что целесообразнее показать и рассказать детям, особо выделить наиболее характерное для данной местности или данного края. Отбор соответствующего материала позволяет сформировать у дошкольников представление о том, чем славен родной край.

 Во время прогулок, экскурсий учить детей видеть красоту окружающей природы, бережно к ней относиться. Подбирать познавательный материал, содержание которого в наибольшей мере будет способствовать воспитанию нравственно - патриотических чувств. Давать представления детям о некоторых особенностях культуры народов (фольклоре народа: загадках, играх, музыке). Знакомить с обычаями национальных праздников.

 

РЕКЕ ХЕМЧИКУ – ЧИСТУЮ ВОДУ

(комплексное занятие для детей старшей группы)

Цели:

Воспитывать у детей интерес к реке  Хемчик,  к  родному  краю.

В увлекательной, наглядно-практической форме дать детям представление о том, какое большое значение имеет чистая вода для всего живого на земле, научить понимать, что чистая вода – это бесценный дар природы.

Формировать у детей связную речь, умение выражать свои мысли и чувства.

Материал для занятия: голубая ткань, грязная тюль, силуэты рыб, ведерко, удочки, стеклянный кувшин с грязной водой, пустая банка, марля, мешки для мусора.

Ход занятия

Дети под музыку входят в зал, встают полукругом.

Воспитатель. Ребята, сегодня удивительный день. Давайте улыбнемся друг другу и пусть от ваших улыбок станет вокруг светлее.

Вы на свет родились, чтобы радостно жить,

Чтоб цветы и улыбки друг другу дарить,

Чтоб горе исчезло, пропала беда,

Чтоб яркое солнце светило всегда!

Пусть всегда будут люди, пусть всегда будут дети,

Пусть всегда в чистом небе будет солнечный круг,

Пусть всегда будут реки, пусть всегда будет рыба,

Пусть  в  реках   и  озерах белый лебедь плывет!

 

Воспитатель. Сегодня дети у нас необычное занятие.Давайте поговорим о  нашей  реке  Хемчик.  А кто из вас, ребята, был на реке Хемчик, и что делал? (ответы детей)

А сейчас я вам расскажу  о реке  Хемчик.

Хемчик – горная и полноводная река протяженностью 310 км. О ней сложено много легенд и песен. Народ любовно называет Хемчик «младшим братом Улуг-Хема», «маленькой колыбелью Тувы». Начинается река с высоких гор. Хемчик всюду красив, но особенно – среди утесов, где он несется первые  10  км. Хемчикская котловина безлесна, только по берегам Хемчика и его притоков видны тополя и лиственницы. По берегам в  некоторых местах щетинится лес, один другого живописнее. Вода в реке идеально прозрачная – на дне виден каждый камушек. Хемчикские броды непостоянны:  там где месяц назад можно быдло безбоязненно переправится через водный поток, сегодня можно сорваться в яму. Летом бывают сильные паводки.

Дети давайте сейчас споем: «Давайте весь мир любить»

1. Посмотрите чудо – шар,

Он весь мир в себя вобрал.

Обнял доброю рукой

И поет для нас с тобой.

Припев:

Давайте мы всей душой

Полюбим наш мир большой.

Все будем от счастья смеяться

И каждым цветком восхищаться.

2. Посмотрите – вот река,

В ней играют облака,

Рыбки водят хоровод,

А русалка им поет.

3. Посмотрите – летний лес,

Полон сказок и чудес.

И в тени своей густой

Он укроет нас  с тобой.

 

1. Входит турист и поет под гитару (на мелодию песни «Первые шаги»)Турист бросает рюкзак и с облегчением садится возле него.

Турист:

Не так сильно сегодня устал,

Благо до Хемчика  рукой подать.

Закупил я все подряд: пиццу, спички, лимонад.

Свежий воздух возбудит мой здоровый аппетит.

А пакеты, банки, склянки – речка – то  большая –

Она все вместит!

Она же ничья!

Расположусь поскорей,

Тут уж мне никто не помешает.

Жги и лей, руби и бей, урны нет!

Нести в кусты, нет уж, брошу здесь!

Мусор птицам разбросаю,

В воду скину все бутылки,

Пусть плывут мои посылки! (Уходит играя)

 

Воспитатель. Ребята, посмотрите, что наделал этот человек с нашей рекой? Как его можно назвать? Что же делать? (Ответы детей). Давайте поможем нашей реке, отправимся к нему на помощь!

2. Логоритмика под музыку.

Мы шагаем друг за другом

Лесом и зеленым лугом,

Крылья пестрые мелькают

В поле бабочки летают.

1,2,3,4, полетели, закружились,

Побежим вперегонки

Прямо к речке  мы спешим!

Воспитатель.  Так мы долго шли, устали, давайте отдохнем, восстановим свое дыхание.

6. Упражнение на дыхание «Руки к верху поднимаем»

Руки к верху поднимаем,

А потом их опускаем

А потом их разведем,

И скорей к себе прижмем.

А потом быстрей, быстрей.

Хлопай, хлопай веселей!

Воспитатель. Ой, ребята, что мы видим? (Ответы детей)

Да, действительно, река наша была красивой, а теперь его просто не узнать. Сколько мусора вокруг, а сколько его в реке? Рыбы погибли, плавают кверху брюшком.

Воспитатель. Давайте, ребята, поможем нашей реке, очистим его от мусора и грязи, наведем здесь порядок, (дети собирают мусор в пакеты). В речке было много рыбы, давайте покажем, как они весело плавали.

3. Упражнение на развитие мелкой и крупной моторики

Как на речке, на нашем

Рыбки маленькие пляшут

Они весело резвятся

В чистой тепленькой воде,

То сожмутся, разожмутся.

То зароются в песке,

То помашут плавниками,

то закружатся кругами.

Воспитатель. Обратите, ребята, внимание на воду. Как же в такой грязной воде будут жить рыбы, как им помочь? (Ответы детей)

7. Поисково-опытническая деятельность.

Очистить грязную  воду с помощью фильтра. Воспитатель снимает грязную ткань.

Воспитатель. С помощью вас, ребята, наша  река стало чистой, вода прозрачной. Какую пословицу здесь можно применить? «Без труда не вынешь рыбку из пруда».

Воспитатель. Но как хорошо ранним утром  взять удочку и посидеть на берегу Хемчика половить рыбу.

4.  Дидактическая игра «Удочка»

 

Воспитатель: Каких рыб вы наловили? (Ответы детей).

После такого хорошего улова  и  поиграть можно.

5. Подвижная игра. «Речка  и берег» (по типу подвижной игры «Не попадись»)

Воспитатель.

Человек за все в ответе,

Знают это даже дети.

Но пока что нет лекарства

От бездушья и коварства.

Ребенок.

Мы обращаемся ко всем жителям,

Чтоб не губили подряд все с плеча!

То, что загублено -  восстановить,

Реку Хемчик  нам сохранить!

Воспитатель. Смотрите, как в нашей речке отражаются голубые небеса, кстати, про них есть очень хорошая песня, споем.

9. Песня «Голубые небеса» (музыка и слова И.М. Толовой)

1 куплет

В богатом крае мы живем,

И знаем с малых лет,

Что мы беречь его должны,

От всяких разных бед.

Чтоб птицы также пели,

В реке была вода,

Чтоб над нами плыли,

По небу облака.

Припев:

Ах, какая красота, эти реки и земля.

Ах, какие чудеса - голубые небеса.

Их в обиду не дадим,

Дружно вместе защитим,

Потому что мы с тобой здесь живем!

2 куплет

Дружок, ты с нами в круг вставай,

И за руки берись.

Мы защитим любимый край,

Ты только не ленись.

Чтоб чистым был наш воздух,

Смеялась детвора,

Чтоб над любимой родиной сияли небеса.

Припев:

Ах, какая красота, эти реки и земля

Ах, какие чудеса - голубые небеса.

Их в обиду не дадим, дружно вместе защитим,

Потому что мы с тобой здесь живем!

Дети выходят из зала.

 

 

ИРГИТ  САЯНА  НАМЧАЛ-ООЛОВНА –

 старший воспитатель МКДОУ «Аяс»

 для  детей  с  нарушением  опорно-двигательного  аппарата

 с.Кызыл-Мажалык  Барун-Хемчикского  кожууна. 

1 ноября 2012 в 05:21

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.