Детский сад "Аяс" с.Кызыл-Мажалык
Формирование нравственных ценностей детей дошкольного возрастаСформированность нравственных ценностей является важнейшим показателем целостной личности, подлинно самостоятельной и ответственной, способной создать собственное представление о своем будущем жизненном пути. Массовая культура не ориентирует детей в нравственных проблемах. В результате этого усиливается пробел даже в представлениях детей дошкольного возраста о традиционных ценностях национальной культуры, не говоря уже о следовании им. Зачастую в ней освещаются лишь отдельные стороны нравственно - патриотического воспитания детей в конкретных видах деятельности и нет стройной системы, отражающей всю полноту данного вопроса. Видимо, это закономерно, поскольку чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и преумножать богатства своей страны. Формирование национально-регионального компонента - сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств. Чувство Родины начинает формироваться у ребенка с отношения в семье, к самым близким людям - к матери, отцу, бабушке, дедушке; с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становление личности ребенка. Интерес и любовь к родному краю начинается с ближайшего окружения - со знакомства с детским садом, своей улицей, селом, со страной, ее столицей и символами. Задача педагога дошкольного образования - отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступные ему: природа и мир животных дома (детского сада, родного края); труд людей, традиции, общественные события и т. д, при этом эпизоды, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающими интерес. Поэтому, начиная работу по воспитанию любви к родному краю, педагог обязан сам хорошо его знать. Он должен продумать, что целесообразнее показать и рассказать детям, особо выделить наиболее характерное для данной местности или данного края. Отбор соответствующего материала позволяет сформировать у дошкольников представление о том, чем славен родной край. Во время прогулок, экскурсий учить детей видеть красоту окружающей природы, бережно к ней относиться. Подбирать познавательный материал, содержание которого в наибольшей мере будет способствовать воспитанию нравственно - патриотических чувств. Давать представления детям о некоторых особенностях культуры народов (фольклоре народа: загадках, играх, музыке). Знакомить с обычаями национальных праздников.
РЕКЕ ХЕМЧИКУ – ЧИСТУЮ ВОДУ (комплексное занятие для детей старшей группы) Цели: Воспитывать у детей интерес к реке Хемчик, к родному краю. В увлекательной, наглядно-практической форме дать детям представление о том, какое большое значение имеет чистая вода для всего живого на земле, научить понимать, что чистая вода – это бесценный дар природы. Формировать у детей связную речь, умение выражать свои мысли и чувства. Материал для занятия: голубая ткань, грязная тюль, силуэты рыб, ведерко, удочки, стеклянный кувшин с грязной водой, пустая банка, марля, мешки для мусора. Ход занятия Дети под музыку входят в зал, встают полукругом. Воспитатель. Ребята, сегодня удивительный день. Давайте улыбнемся друг другу и пусть от ваших улыбок станет вокруг светлее. Вы на свет родились, чтобы радостно жить, Чтоб цветы и улыбки друг другу дарить, Чтоб горе исчезло, пропала беда, Чтоб яркое солнце светило всегда! Пусть всегда будут люди, пусть всегда будут дети, Пусть всегда в чистом небе будет солнечный круг, Пусть всегда будут реки, пусть всегда будет рыба, Пусть в реках и озерах белый лебедь плывет!
Воспитатель. Сегодня дети у нас необычное занятие.Давайте поговорим о нашей реке Хемчик. А кто из вас, ребята, был на реке Хемчик, и что делал? (ответы детей) А сейчас я вам расскажу о реке Хемчик. Хемчик – горная и полноводная река протяженностью 310 км. О ней сложено много легенд и песен. Народ любовно называет Хемчик «младшим братом Улуг-Хема», «маленькой колыбелью Тувы». Начинается река с высоких гор. Хемчик всюду красив, но особенно – среди утесов, где он несется первые 10 км. Хемчикская котловина безлесна, только по берегам Хемчика и его притоков видны тополя и лиственницы. По берегам в некоторых местах щетинится лес, один другого живописнее. Вода в реке идеально прозрачная – на дне виден каждый камушек. Хемчикские броды непостоянны: там где месяц назад можно быдло безбоязненно переправится через водный поток, сегодня можно сорваться в яму. Летом бывают сильные паводки. Дети давайте сейчас споем: «Давайте весь мир любить» 1. Посмотрите чудо – шар, Он весь мир в себя вобрал. Обнял доброю рукой И поет для нас с тобой. Припев: Давайте мы всей душой Полюбим наш мир большой. Все будем от счастья смеяться И каждым цветком восхищаться. 2. Посмотрите – вот река, В ней играют облака, Рыбки водят хоровод, А русалка им поет. 3. Посмотрите – летний лес, Полон сказок и чудес. И в тени своей густой Он укроет нас с тобой.
1. Входит турист и поет под гитару (на мелодию песни «Первые шаги»). Турист бросает рюкзак и с облегчением садится возле него. Турист: Не так сильно сегодня устал, Благо до Хемчика рукой подать. Закупил я все подряд: пиццу, спички, лимонад. Свежий воздух возбудит мой здоровый аппетит. А пакеты, банки, склянки – речка – то большая – Она все вместит! Она же ничья! Расположусь поскорей, Тут уж мне никто не помешает. Жги и лей, руби и бей, урны нет! Нести в кусты, нет уж, брошу здесь! Мусор птицам разбросаю, В воду скину все бутылки, Пусть плывут мои посылки! (Уходит играя)
Воспитатель. Ребята, посмотрите, что наделал этот человек с нашей рекой? Как его можно назвать? Что же делать? (Ответы детей). Давайте поможем нашей реке, отправимся к нему на помощь! 2. Логоритмика под музыку. Мы шагаем друг за другом Лесом и зеленым лугом, Крылья пестрые мелькают В поле бабочки летают. 1,2,3,4, полетели, закружились, Побежим вперегонки Прямо к речке мы спешим! Воспитатель. Так мы долго шли, устали, давайте отдохнем, восстановим свое дыхание. 6. Упражнение на дыхание «Руки к верху поднимаем» Руки к верху поднимаем, А потом их опускаем А потом их разведем, И скорей к себе прижмем. А потом быстрей, быстрей. Хлопай, хлопай веселей! Воспитатель. Ой, ребята, что мы видим? (Ответы детей) Да, действительно, река наша была красивой, а теперь его просто не узнать. Сколько мусора вокруг, а сколько его в реке? Рыбы погибли, плавают кверху брюшком. Воспитатель. Давайте, ребята, поможем нашей реке, очистим его от мусора и грязи, наведем здесь порядок, (дети собирают мусор в пакеты). В речке было много рыбы, давайте покажем, как они весело плавали. 3. Упражнение на развитие мелкой и крупной моторики Как на речке, на нашем Рыбки маленькие пляшут Они весело резвятся В чистой тепленькой воде, То сожмутся, разожмутся. То зароются в песке, То помашут плавниками, то закружатся кругами. Воспитатель. Обратите, ребята, внимание на воду. Как же в такой грязной воде будут жить рыбы, как им помочь? (Ответы детей) 7. Поисково-опытническая деятельность. Очистить грязную воду с помощью фильтра. Воспитатель снимает грязную ткань. Воспитатель. С помощью вас, ребята, наша река стало чистой, вода прозрачной. Какую пословицу здесь можно применить? «Без труда не вынешь рыбку из пруда». Воспитатель. Но как хорошо ранним утром взять удочку и посидеть на берегу Хемчика половить рыбу. 4. Дидактическая игра «Удочка»
Воспитатель: Каких рыб вы наловили? (Ответы детей). После такого хорошего улова и поиграть можно. 5. Подвижная игра. «Речка и берег» (по типу подвижной игры «Не попадись») Воспитатель. Человек за все в ответе, Знают это даже дети. Но пока что нет лекарства От бездушья и коварства. Ребенок. Мы обращаемся ко всем жителям, Чтоб не губили подряд все с плеча! То, что загублено - восстановить, Реку Хемчик нам сохранить! Воспитатель. Смотрите, как в нашей речке отражаются голубые небеса, кстати, про них есть очень хорошая песня, споем. 9. Песня «Голубые небеса» (музыка и слова И.М. Толовой) 1 куплет В богатом крае мы живем, И знаем с малых лет, Что мы беречь его должны, От всяких разных бед. Чтоб птицы также пели, В реке была вода, Чтоб над нами плыли, По небу облака. Припев: Ах, какая красота, эти реки и земля. Ах, какие чудеса - голубые небеса. Их в обиду не дадим, Дружно вместе защитим, Потому что мы с тобой здесь живем! 2 куплет Дружок, ты с нами в круг вставай, И за руки берись. Мы защитим любимый край, Ты только не ленись. Чтоб чистым был наш воздух, Смеялась детвора, Чтоб над любимой родиной сияли небеса. Припев: Ах, какая красота, эти реки и земля Ах, какие чудеса - голубые небеса. Их в обиду не дадим, дружно вместе защитим, Потому что мы с тобой здесь живем! Дети выходят из зала.
ИРГИТ САЯНА НАМЧАЛ-ООЛОВНА – старший воспитатель МКДОУ «Аяс» для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата с.Кызыл-Мажалык Барун-Хемчикского кожууна. 1 ноября 2012 в 05:21
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.